Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Ландшафтный дизайн
Все про мебель
Полезные лайфхаки























Яндекс.Метрика





Писчий спазм и другие профессиональные судороги

Писчий спазм (graphospasmus, mogigraphia) — одна из форм профессиональных судорог или профессиональных дискинезий, при которых имеет место своеобразное извращение специализированных движений, характерных для определенной профессии, в то время как все остальные движения с участием тех же мышц, но в иной моторной синергии остаются сохранными. Писчий спазм, например, расстраивает только акт письма. Все другие двигательные акты выполняются правой рукой совершенно безукоризненно, даже если они требуют большой точности и значительной силы. Разновидностей профессиональных судорог (дискинезий) описано много. Таковы судорога левой руки у скрипачей, виолончелистов, гитаристов, судорога правой руки, иногда обеих рук у пианистов, судорога губ у играющих на духовых инструментах, судорога круговой мышцы глаза у часовщиков, судорога рук у телеграфистов («морзистов»), машинисток, вышивальщиц, парикмахеров, портных, сапожников, доярок, шоферов, резчиков, фотографов и др. Много реже наблюдается судорога ног, например, у танцовщиц. Самым ярким образцом профессиональной судороги является писчий спазм. Он же является и наиболее частой разновидностью этой группы. Приводимые ниже сведения, относящиеся к писчему спазму, могут быть mutatis mutandis применены к профессиональным дискинезиям вообще.
в) Этиология. Писчий спазм развивается обычно в зрелом возрасте — около 40 лет и старше — у людей, которым по роду их деятельности приходится много писать. У мужчин чаще, чем у женщин. Имеет значение напряженный характер работы — необходимость писать долго без отдыха, спешка, стремление к разборчивости письма и точности написания букв и цифр. Известная роль приписывается склерозу сосудов головного мозга. Немалую роль играет невропатическое предрасположение: спазм чаще развивается и хуже протекает у лиц с тревожно-мнительным характером, склонных к навязчивым состояниям, реже у истероидных субъектов. Иногда наблюдается семейная предрасположенность к профессиональным дискинезиям. Большую роль играет психогенный фактор, но он никогда не бывает единственной причиной страдания. Отнесение профессиональных судорог к «психомоторным неврозам» может быть принято только с серьезными оговорками. Некоторые авторы подчеркивают значение невритического компонента в этнологии писчего спазма: профессиональная дискинезия возникает вследствие перетруживания рабочего аппарата письма, неполноценность которого обусловлена имеющимся невритом (локтевого или срединного нерва), плечевым фуникуло-радикулитом и пр. Невритический процесс может зависеть от спондилартроза, от наличия добавочного ребра, от сосудистых и нервно-сосудистых изменений (облитерирующего склероза периферических сосудов, тромбангиита, артериита, ангиоспазмов и пр.). Достоверным пока является только значение профессионального фактора и эндогенного предрасположения.
б) Патогенез. Подавляющее большинство исследователей не сомневается в том, что писчий спазм возникает в зависимости от динамических (функциональных, обратимых, временных) нарушений в деятельности каких-то аппаратов в центральной нервной системе, связанных с актом письма. Старые авторы предлагали рассматривать писчий спазм и другие профессиональные дискинезии как координаторный невроз, т. е. как функциональное расстройство, связанное с нарушением нервного механизма, координирующего тот или иной сложный двигательный акт, и склонны были локализовать процесс в центрах экстрапирамидной системы. Отдельные французские клиницисты считают, что при писчем спазме нет настоящих судорог, а имеется только патология тонуса и позы, что он обусловлен «дистонией позы» стриарного или стволового происхождения. Р.Ф. Жирар предлагает рассматривать писчий спазм как диспраксию, связанную с функциональной патологией левого полушария, близкую к заиканию (связанному, по мнению этого автора, с диспраксией речи).
Можно думать, что у лиц, страдающих писчим спазмом, расстроилось течение нервных процессов в том физиологическом стереотипе (т. е. динамическом комплексе нервных структур), который регулирует у данного человека акт письма, без того, чтобы сами структуры пострадали морфологически или функционально.
в) Симптоматология. Во время письма происходит неправильное распределение тонуса в мышцах правой руки. Больной испытывает неловкость в кисти и предплечье. Это ощущение постепенно нарастает. Затем пальцы судорожно сжимают ручку, кисть делается неподвижной, как бы окоченевшей, мышцы предплечья впадают в состояние тонической контрактуры. Появляются боли в руке. Контрактура распространяется на плечо, надплечье, иногда даже на мышцы шеи, очень редко — на лицо. Пальцы, кисть, предплечье и плечо принимают судорожную патологическую позу. В начале приступа больной еще пытается продолжать писать, но очень скоро он бывает вынужден прекратить письмо из-за судорог, болей и мучительного чувства неловкости в области плеча и плечевого пояса. Как только больной бросает перо, все явления «писчего спазма» мгновенно исчезают, как по волшебству, и больной с облегчением вздыхает.
Кроме судорожной формы писчего спазма, описаны еще паретическая, дрожательная и невралгическая формы. Паретическая форма характеризуется тем, что во время письма наступает расслабление мышц, кисти, вследствие чего перо выпадает из рук. При дрожательной форме (очень редкой) во время письма появляется дрожание пальцев руки. При невралгической форме больные жалуются главным образом на резкие боли в руке во время письма. Обычно имеет место сочетание симптомов, свойственных разным формам. Симптомов органического поражения нервной системы — центральной и периферической — у этих больных нет. Нередко обнаруживается болезненность мышц и нервно-сосудистого пучка правой руки к давлению. Имеются данные об изменении в некоторых случаях хронаксии мышц плечевого пояса. Ортопедами опубликованы работы о тонких изменениях в мышцах и сухожильных влагалищах у некоторых лиц, долго страдавших писчим спазмом. Изменения эти, по-видимому, обнаруживаются редко и носят вторичный характер.
г) Течение. Писчий спазм, как и другие профессиональные дискинезии, характеризуется медленно прогрессирующим течением. В первое время спазм появляется только после продолжительного письма пером, позднее судорога возникает тотчас же, как только больной берет в руки перо или даже только подумает о необходимости писать. В начале болезни удается удовлетворительно писать, пользуясь толстым карандашом или толстой ручкой, причем субъект во время письма придает руке необычное положение. Позднее эта возможность исчезает, и больной начинает писать левой рукой. Однако у большинства больных писчий спазм с течением времени распространяется и на левую руку. Почти всегда сохраняется способность писать мелом на доске.
д) Диагноз. Писчий спазм надо уметь отличать от близких к нему клинических синдромов, которые могут наблюдаться при органических заболеваниях головного мозга: эпидемическом энцефалите, торсионной дистонии, болезни Паркинсона и др.
е) Лечение. Профессиональный отдых, довольно длительный, желателен в самом начале болезни. Специальная гимнастика. Физиотерапия, водолечение. Бромиды. Психотерапия. Витамины. Дибазол. Позднее — тренировка в письме. В упорных случаях перейти на пользование пишущей машинкой. Иногда удается добиться прекращения писчего спазма. В большинстве случаев профессиональная трудоспособность оказывается резко ограниченной. В отношении всех других видов деятельности трудоспособность полностью сохраняется.