Об особенностях фонокардиограммы у здоровых детей в отечественной литературе имеются лишь отдельные работы, основанные преимущественно на фонокардиографическом исследовании детей старшего возраста. Сообщений же о фонокардиограмме и стандартах для отдельных ее элементов у детей раннего возраста еще меньше.
Нами изучались фонокардиограммы 276 детей от 6 месяцев до 16 лет. Все дети прошли тщательное медицинское обследование и были практически здоровы. В анамнезе у них не было заболеваний, могущих повлиять на изменение сердечнососудистой системы. Для регистрации фонокардиограммы применялась стандартная фонокардиографическая приставка ФЭКП-1. С ее помощью возможна запись разночастотной характеристики (аускультативной — А, низкочастотной — Н, первой среднечастотной — C1, второй среднечастотной — C2 и высокочастотной — В). Фонокардиограмма высокочастотной характеристики была нечеткой и не анализировалась нами. Фонокардиограмма записывалась на верхушке сердца, в пятой точке, легочной артерии и аорте. Запись производилась на восьмиканальном осциллографе МПО-2, скорость движения пленки 25 мм в секунду. Произведенная методом вариацинной статистики разработка материала приводится в таблицах и приложении 2. Одновременно с фонокардиограммой регистрировалась электрокардиограмма во втором отведении, во многих случаях и баллистокардиограмма.
Фонокардиограммы детей раннего возраста. В литературе имеются отдельные работы, посвященные фонокардиографическому исследованию плода. Впервые тоны сердца плода выслушивал в 1818 г. Майор. В 1908 г. Гафбайер и Вайс получили фонокардиографическую запись сердца плода. В 1961 г. Белеховский и Кледеки обследовали 144 женщины на 18—44-й неделе беременности. Уже на 20-й неделе беременности им удалось записать отчетливую фонокардиограмму плода. Лучшая запись была сделана с помощью низкочастотного фильтра (счастотой колебаний 35 гц).
Авторы установили, что пауза между первым и вторым тоном сердца плода короче паузы между вторым и следующим первым тоном и что зависимость между частотой сердцебиения плода и матери отсутствует.
Фонокардиограмму плода изучал также Л.С. Персианинов. Он нашел, что изучение фазовых состояний по фонокардиограмме и электрокардиограмме имеет большое значение в диагностике нарушений мозгового кровообращения. По данным И. В. Ильина, у новорожденных увеличена длительность механической систолы. Фион обследовал 30 новорожденных с 4-го по 9-й день жизни и установил, что длительность механической систолы у них равна 0,22", механической диастолы — 0,26", а длительность первого тона — 0,06", второго — 0,03".
Литературных данных об особенностях фонокардиограммы детей раннего возраста мало. У 71 здорового ребенка первого года жизни фонокардиограмму изучала Е.В. Абрамова. У 26,7% детей ею отмечено расщепление первого тона. Длительность первого тона у детей до 6 месяцев, по ее данным, равна 0,077", после 6 месяцев — 0,083". Расщепление второго тона выявлено у 10% детей. Длительность второго тона равна 0,055" и не зависит от места записи. Третий тон обнаружен у 42% детей, четвертый — в 14% случаев. Автор указывает, что механическая систола у детей короче электрической.
Нами обследовано 59 детей от 6 месяцев до 2 лет (преобладали дети старше года). У 4 из них при выслушивании отмечалась нечистота первого тона на верхушке и в пятой точке; у одного в этих точках прослушивался систолический шум и у одного отмечалась глухость первого тона. Средняя величина интервала Q(R) — первый тон (до первой большой осцилляции первого тона) на низкочастотной фонокардиограмме на верхушке сердца составляла 0,045"; на основании сердца этот интервал был длиннее (табл. 20). Средние данные о длительности интервала Q(R) — первый тон у детей раннего возраста несколько меньше данных, приводимых различными авторами для взрослых. Однако, учитывая размеры детского сердца, можно было ожидать, что разница в длительности этого интервала будет более значительной. По-видимому, в раннем возрасте происходит более медленный охват сердца возбуждением.
Наибольшая длительность первого тона при записи фонокардиограммы низкочастотной характеристики отмечалась на верхушке сердца и колебалась в больших пределах — от 0,04 до 0,15". Средняя длительность первого тона мало отличается от взрослых (табл. 21). Начальные осцилляции первого тона в раннем возрасте часто выражены лучше конечных (рис. 51).
У 12 детей раннего возраста (20%) в отдельных комплексах первый тон был расщеплен и раздвоен (рис. 41). Раздвоенный и расщепленный первый тон регистрировался на фонокардиограммах различной частотной характеристики. Особенно часто он встречался на легочной артерии (табл. 22). Такая большая частота расщеплений и раздвоений первого тона не характерна для взрослых и у детей связана, очевидно, с более выраженным физиологическим асинхронизмом в работе обоих желудочков.
Длительность второго тона у детей раннего возраста колебалась в пределах 0,02—0,14" и зависела от частотной характеристики фонокардиограммы. Наименьшая длительность второго тона наблюдалась на фонокардиограмме низкочастотной характеристики (табл. 23).
Длительность второго тона на основании сердца больше, чем на верхушке. Средняя продолжительность второго тона у детей значительно меньшая, чем у взрослых. Более чем у 1/3 детей раннего возраста (22 ребенка) наблюдалось раздвоение второго тона; при этом обычно амплитуда первого компонента раздвоенного тона преобладала (рис. 52). Чаще раздвоенный второй тон встречался при записи низкочастотной фонокардиограммы с верхушки сердца (табл. 24). Иногда он был непостоянным, т. е. наблюдался только в некоторых из зарегистрированных комплексов.
На фонокардиограмме взрослых нередко регистрируется расщепленный второй тон, что объясняется неодновременным захлопыванием клапанов аорты и легочной артерии. У детей этот асинхронизм, по-видимому, выражен значительнее.
У 15 детей на фонокардиограмме низкочастотной характеристики отчетливо регистрировалася тон открытия митрального клапана (чаще на верхушке и в пятой точке). Тон открытия митрального клапана (рис. 53) был всегда малой амплитуды и часто запаздывал по отношению к средней части второго тона. Амплитуда фонокардиограммы в раннем возрасте часто была малой.
Соотношение амплитуды первого и второго тона определялось местом регистрации фонокардиограммы. На верхушке сердца амплитуда первого тона была наибольшей и, как правило, преобладала над амплитудой второго тона. У 4 детей амплитуда первого тона была наибольшей на аорте и легочной артерии. В пятой точке, на легочной артерии и аорте, особенно на фонокардиограмме низкочастотной характеристики, у половины детей тоны были одинаковой амплитуды. При аускультации же у большинства из них на основании сердца был несколько усилен второй тон.
Отсутствие параллелизма в выслушивании тонов и их графической записи отметила М.К. Осколкова у детей старшего возраста. Оно может быть связано с тем, что чувствительность уха человека резко возрастает при наличии звуков большой частоты. При увеличении в составе звука высокочастотных колебаний звук воспринимается ухом как громкий, а на фонокардиограмме амплитуда его может быть низкой.
При сравнении амплитуды тонов, записаных с помощью различных фильтров, наименьшая амплитуда во всех случаях наблюдалась при более высокочастотной записи.
В ряде случаев у детей раннего возраста можно было наблюдать колебания как амплитуды, так и длительности тонов в разных комплексах. У 20 детей сравнивалась длительность механической и электрической систолы, у 12 она одинакова, у пяти механическая систола была короче, а у трех она была длиннее электрической систолы на 0,02".
Общепризнано, что у взрослых механическая систола на 0,04—0,05" короче систолы электрической (Льюис и др.). Изменение этого соотношения как в сторону увеличения, так и уменьшения трактуется как признак патологии. У детей раннего возраста, как видно из приведенных данных, имеется тенденция к увеличению по сравнению со взрослыми длительности механической систолы. На относительное увеличение механической систолы у новорожденных указывал И.В. Ильин.
Третий тон в раннем возрасте наблюдался у 4 детей (7%). По данным В.В. Соловьева и В.В. Булычева, третий тон встречается у 1/4 здоровых взрослых людей. Расстояние от конца второго до начала третьего тона у детей раннего возраста 0,11—0, 15". Четвертый тон у детей раннего возраста встречался чаще, чем у взрослых. Мы наблюдали его у 10 детей (рис. 46), т. е. почти в 1/3 случаев, особенно часто на верхушке и в пятой точке, главным образом на фонокардиограмме низкочастотной характеристики. У взрослых, по В.В. Соловьеву и В.В. Булычеву, четвертый тон регистрируется в 8% случаев.
Частота четвертого тона у детей раннего возраста связана, по-видимому, с анатомо-физиологическими особенностями детского сердца, а именно с относительным преобладанием в этом возрасте предсердий.
У 1/2 детей на фонокардиограмме среднечастотной характеристики был зарегистрирован нечеткий, малой амплитуды систолический шум (чаще на легочной артерии и аорте). Нередко он занимал значительную часть систолы и имел характер как затухающего, так и нарастающего шума. Особенность шума заключалась в его непостоянстве. Он наблюдался не во всех комплексах. У нескольких детей были зарегистрированы также нестойкие колебания в диастоле.
На фонокардиограмме ребенка К., 2 лет (рис. 54), снятой в пятой точке, систолический шум зарегистрирован на частоте C1 и C2. Типичны периодичность шума (в ряде комплексов он отсутствует) и малая амплитуда. В некоторых комплексах первый тон расщеплен, в некоторых виден и диастолический шум.
Систолический шум у здоровых взрослых встречается значительно реже: по данным В.В. Соловьева и В.В. Булычева, примерно в 25% случаев, по данным Р.Б. Минкина, — 20,8% случаев. Диастолический шум на фонокардиограмме взрослых не описан. У детей разного возраста систолический шум часто находил Маннгеймер. Он отмечал малую его амплитуду. Мак-Ки обнаружила систолический шум у 90% обследованных детей, Б. М. Слуцкая — у 58,9% детей от 2 до 14 лет. Наиболее часто шумы регистрировались ею на средних частотах — C1 и C2 после первого тона и занимали 2/3 или всю систолу, не сливаясь ни с первым, ни со вторым тоном. Один раз Б.М. Слуцкая наблюдала малоамплитудный диастолический шум. Маннгеймер также видел у детей колебания в диастоле, однако он сомневался, можно ли их отнести к диастолическим шумам, так как по расположению эти колебания соответствовали третьему или четвертому тону. Нам представляется, что, если определенного вида колебания в систоле трактуются как шум, нет оснований отказываться от соответствующей оценки таких колебаний в диастоле.
Наличие на фонокардиограмме некоторых детей раннего возраста диастолического шума, так же как и частота, с которой встречается систолическии шум, является возрастной особенностью. Возможно, что усиленный и неравномерный рост разных отделов детского сердца — одна из причин, создающих условия для возникновения более значительных вихревых колебаний в сердце детей. Шумы, видимые на фонокардиограмме здоровых детей, у большинства из них ухом не выслушиваются.
Таким образом, для фонокардиограммы детей раннего возраста характерна тенденция к относительному по сравнению со взрослыми удлинению интервала Q(R) — первый тон и механической систолы, что может быть следствием более медленного распространения возбуждения в желудочках и более медленного сокращения их. На замедление процессов распространения возбуждения указывают и электрокардиограммы новорожденных и детей раннего возраста, для которых также характерно относительное удлинение комплекса QRS и систолического показателя.
В настоящее время имеется ряд экспериментальных работ, свидетельствующих о влиянии электролитного обмена на длительность механической систолы. Возможно, что причиной отмеченных изменений является своеобразие минерального обмена в сердце детей.
Частота, с которой встречаются в раннем возрасте не только расщепленные, но и раздвоенные тоны, указывает на более значительный, чем у взрослых, физиологический асинхронизм в работе левого и правого желудочков. Для фонокардиограммы детей раннего возраста характерны также изменчивость и малая амплитуда тонов, частота систолического шума, наличие в отдельных случаях колебаний и в диастоле.
Фонокардиограммы детей дошкольного возраста. Исследовано 100 детей дошкольного возраста. При выслушивании у 4 из них определялся нечистый первый тон, у 3 — систолический шум на верхушке, у 2 — первый тон был приглушен на верхушке сердца и у 3 — акцентирован. У большинства детей отмечалась также акцентуация второго тона на легочной артерии, у некоторых имелась относительная брадикардия (Р 80—85 в минуту).
Длительность интервала Q(R)-первый тон, как и длительность первого тона, у дошкольников несколько большая, чем у детей раннего возраста (табл. 25). Последняя в известной степени обусловлена местом регистрации фонокардиограммы (наибольшая длительность первого тона отмечена на верхушке) и частотной характеристикой (наименьшая длительность первого тона встречалась на высокочастотных фонокардиограммах) (табл. 26).
У 14 из 100 детей дошкольного возраста (14%) первый тон был расщеплен (рис. 55), а иногда и раздвоен. У детей раннего возраста расщепление и раздвоение первого тона встречается чаще (20%).
Раздвоенный и расщепленный первый тон можно было видеть на фонокардиограммах, снятых с разных точек (табл. 27), однако чаще он отмечался на верхушке и легочной артерии. He имела особого значения для регистрации расщепления и раздвоения первого тона и частотная характеристика. В ряде случаев расщепленный и раздвоенный первый тон наблюдался только в некоторых комплексах, т. е. был непостоянным.
Длительность второго тона у дошкольников по сравнению с детьми раннего возраста увеличивается (табл. 28). В отдельных случаях она менялась в разных комплексах, т. е. была непостоянной. Наименьшая длительность второго тона отмечалась на фонокардиограммах высокочастотной характеристики. Запись с разных точек не оказывала влияния на продолжительность второго тона.
Раздвоение второго тона наблюдалось у 66% дошкольников (рис. 56), а у детей раннего возраста — в 1/3 случаев. У большинства детей раздвоенный второй тон регистрировался на верхушке сердца, реже на легочной артерии. Частота его уменьшалась при записи фонокардиограммы более высокочастотной характеристики (табл. 29). В ряде случаев наблюдалась периодичность появления раздвоенного второго тона (он встречался не во всех комплексах).
У 21 дошкольника был хорошо выражен тон открытия митрального клапана. У некоторых детей он наблюдался одновременно на всех частотах. Однако чаще регистрировался на фонокардиограмме низкочастотной характеристики и главным образом на верхушке и в пятой точке.
Величина амплитуды первого и второго тона у дошкольников, как и у детей раннего возраста, определялась местом снятия фонокардиограммы. На верхушке сердца преобладающей была амплитуда первого тона. У многих детей, особенно на аорте и легочной артерии, отмечались тоны малой и одинаковой амплитуды; в отдельных случаях в этих точках амплитуда первого тона преобладала над вторым, хотя при аускультации взаимоотношения были обратными. Тоны одинаковой амплитуды наблюдались независимо от частотной характеристики фонокардиограммы (табл. 30). Количество детей с малой амплитудой обоих тонов увеличивалось при высокочастотной записи. У 24 дошкольников (24%) в разных комплексах отмечались колебания амплитуды тонов сердца (рис. 57).
Как и у детей раннего возраста, у дошкольников длительность механической систолы равнялась систоле электрической (примерно у 1/2 тех детей, у которых проводилось сравнение), иногда механическая систола была больше или меньше электрической (табл. 31). Разница в их величине ни разу не превышала 0,04".
Третий тон наблюдался у 13% дошкольников (в два раза чаще, чем у детей раннего возраста). Амплитуда его была малой. Регистрировался третий тон, как правило, на низких частотах, но у 3 детей он отмечался на среднечастотной фонокардиограмме (C1 и C2). У одного дошкольника на фонокардиограмме, снятой на легочной артерии с низкочастотным фильтром, амплитуда третьего тона была большой, что трактовалось нами как случай галопа третьего тона.
Четвертый тон наблюдался у 30 детей — несколько реже, чем у детей раннего возраста. Он регистрировался с разных точек на фонокардиограмме низкой и первой среднечастотной характеристики (табл. 32). Амплитуда его была мала. Иногда у дошкольников выявлялся третий-четвертый тон.
Систолический шум и колебания в периоде диастолы на фонокардиограмме дошкольников встречались чаще, чем у детей раннего возраста: систолический шум — у 59, колебания в диастоле — у 15 детей. Эти шумы, так же как и шумы у детей раннего возраста, имели малую амплитуду, отличались непостоянством (видны были не во всех комплексах) и наблюдались преимущественно на средних частотах (рис. 58). Шумы регистрировались на всех точках. При аускультации в большинстве случаев они не определялись.
Подводя итоги особенностям фонокардиограммы дошкольников, можно отметить, что у них несколько увеличивается сравнению с детьми раннего возраста длительность интервала Q(R) — первый тон, реже встречается расщепленный и раздвоенный первый тон, а второй тон раздвоен значительно чаще, что отражает, по-видимому, более выраженную вегетативную дистонию. На фонокардиограмме многих детей дошкольного возраста регистрируются систолический шум и колебания в периоде диастолы, не обнаруживаемые при аускультации.
Фонокардиограммы детей школьного возраста изучены многими авторами: М.К. Осколковой, А.И. Кузнецовым, Г.А. Фокеевым. Нами исследовано 117 детей школьного возраста, которые были разделены на три подгруппы: от 7 до 10 лет — 32, от 11 до 15 — 60 и старше 15 лет — 25.
При клиническом исследовании систолический шум выслушивался у 12 детей (главным образом от 10 до 15 лет), чаще на верхушке и в пятой точке, а у подростков — на легочной артерии. Интервал Q(R) — первый тон у школьников длиннее, чем у детей предшествующих возрастных групп, наибольшим он был у подростков (табл. 33).
Длительность первого тона у детей школьного возраста на фонокардиограмме низкочастотной характеристики колебалась на верхушке сердца от 0,08 до 0,16", на основани сердца — от 0,05 до 0,17"; на фонокардиограмме высокочастотной характеристики она была значительно меньше (табл. 34).
По данным Г.А. Фокеева, исследовавшего 70 здоровых детей от 8 до 11 лет, длительность первого тона 0,1—0,12" (от 0,08 до 0,16"). По данным М. К. Осколковой, длительность первого тона у детей от 7 до 14 лет колебалась от 0,1 до 0,17", чаще была в пределах 0,1—0,14". Если сравнить длительность первого тона у детей всех возрастных групп (табл. 35), то особой зависимости ее от возраста не выявляется. Вместе с тем у детей разных возрастов наблюдается изменение структуры первого тона: у детей раннего возраста преобладают начальные осцилляции (рис. 51), а у детей старшего возраста — конечные (рис. 59). Увеличение удельного веса сосудистого компонента первого тона, наблюдающееся с возрастом, связано, по-видимому, с изменением анатомических соотношений.
У 15 детей школьного возраста, особенно часто у подростков (5 из 25), первый тон расщеплен. Расщепление регистрировалось чаще на фонокардиограммах, снятых на верхушке и аорте (табл. 36).
М.К. Осколкова отмечала расщепление первого тона у 9 из 100 детей школьного возраста, А.И. Кузнецов — у 21 из 102, Г.А. Фокеев — у 27 из 70. По данным А.И. Кузнецова, расщепление первого тона наблюдалось преимущественно в возрасте от 12 до 15 лет.
У двух детей до 14 лет и у одного подростка зарегистрирована предсердная форма раздвоения первого тона (рис. 42). При выслушивании у них отмечался более протяжный первый тон. У здоровых детей других возрастных групп пресистолический галоп не наблюдался.
Длительность второго тона у школьников колебалась от 0,04 до 0,12". У подростков можно было отметить некоторое удлинение второго тона на основании сердца (табл. 37). По данным М.К. Осколковой, продолжительность второго тона у детей от 8 до 14 лет колебалась от 0,05 до 0,1" и у большинства детей равна 0,07—0,09". По Г.А. Орлову, в возрасте от 8 до 11 лет второй тон равен 0,08—0,1" (от 0,06 до 0,11"). При сравнении продолжительности второго тона у детей разного возраста (табл. 38) можно отметить значительное его удлинение у дошкольников и у детей 7—10 лет. Причиной этого может быть частота, с которой в этом возрасте встречается расщепленный и раздвоенный второй тон.
Раздвоение и расщепление второго тона у школьников отмечено в 71 случае (60%). Особенно часто второй тон раздвоен у детей 7—10 лет (70%), значительно реже у подростков (40%). Раздвоенный второй тон чаще наблюдался на фонокардиограммах низкочастотной и первой среднечастотной характеристик. У детей 7—10 лет раздвоение второго тона наблюдалось преимущественно на верхушке и в пятой точке, а у подростков — на основании сердца (табл. 39).
М.К. Осколкова у здоровых детей школьного возраста отметила в 19% случаев расщепление второго тона. Раздвоения второго тона ею не выявлено. Расщепление второго тона в 44% случаев находил А.И. Кузнецов. Фарбер с сотрудниками наблюдали расщепление второго тона у всех 100 обследованных детей. По данным Г.А. Фокеева, второй тон расщеплен у 31 из 70 детей главным образом на легочной артерии и аорте. У большинства из наблюдаемых нами детей расстояние между двумя компонентами второго тона значительна превышало 0,03, следовательно, преобладало его раздвоение, а не расщепление.
Если сравнить частоту раздвоенного второго тона в зависимости от возраста, то наибольшие изменения отмечаются у детей дошкольного и раннего школьного возраста. В дальнейшем раздвоенный второй тон встречается реже, однако он все же характерен для фонокардиограммы детей и старшего возраста. При раздвоении второго тона у детей всех возрастных групп преобладала амплитуда первого компонента.
Тон открытия митрального клапана наблюдался у 44 детей на фонокардиограммах низкочастотной и первой среднечастотной характеристик. Особенно отчетлив он был на верхушке и в пятой точке (рис. 59). Отставание тона открытия митрального клапана от основных осцилляций второго тона у старших детей менее значительно, чем у детей раннего возраста.
У 4 здоровых детей старше 11 лет наблюдался щелчок открытия митрального клапана, не отмечавшийся у детей предшествующих возрастных групп. Он регистрировался на фонокардиограммах низкочастотной и среднечастотной характеристик. Значительное расстояние (0,09") между обоими компонентами второго тона на приведенном рисунке и большая амплитуда осцилляций дают возможность диагностировать щелчок открытия. А.И. Кузнецов среди 102 здоровых детей щелчок открытия наблюдал в двух случаях.
У большинства детей школьного возраста амплитуда первого тона на верхушке преобладала над амплитудой второго тона, в пятой точке у 20 детей отмечались тоны одинаковой амплитуды. Малая амплитуда тонов, часто наблюдаемая у многих детей дошкольного возраста на аорте, встречалась и у школьников главным образом на фонокардиограммах высокочастотной характеристики. Как и в предшествующих возрастных группах, амплитуда тонов на основании сердца и в пятой точке часто была одинаковой, что не соответствовало аускультативным данным. Изменчивость амплитуды тонов сердца в разных комплексах у школьников отмечалась чаще (40%), чем у дошкольников.
У большинства детей школьного возраста, как и у детей предшествующих возрастных групп, длительность механической систолы равнялась систоле электрической, у остальных она была то больше, то меньше электрической систолы (табл. 40).
Разница в длительности обеих систол не превышала 0,04". У 46 детей школьного возраста (40%) наблюдался третий тон значительно чаще, чем у детей дошкольного возраста. Особенно часто (50%) он встречался у детей 11—14 лет. Амплитуда его была малой (рис. 60). Обычно третий тон регистрировался на фонокардиограмме низкочастотной характеристики и отмечался преимущественно в пятой точке. У подростков он наблюдался реже. По данным М.К. Осколковой, третий тон встречается у 55% детей школьного возраста, а по данным А.И. Кузнецова, — у 46%.
М.К. Осколкова отмечала значительные колебания интервала от начала второго до начала третьего тона — от 0,12 до 0.2". По ее наблюдениям, прямой зависимости величины этого интервала от частоты сердечных сокращений нет. Галоп третьего тона у детей школьного возраста нами не выявлен.
Наряду с третьим тоном у школьников часто (у 33 детей) наблюдался четвертый тон. Амплитуда его была небольшой. Четвертый тон обычно встречался на фонокардиограммах, записанных в пятой точке низкочастотной и первой среднечастотной характеристик. Реже он отмечался у подростков.
М.К. Осколкова у детей школьного возраста наблюдала четвертый тон реже, чем мы (у 25% детей), причем он регистрировался ею преимущественно в возрасте 8—11 лет. А.И. Кузнецов четвертый тон на фонокардиограммах видел у 10 из 102 обследованных детей.
Систолический шум отмечался у 65 школьников. Так же как у детей предшествующих возрастных групп, этот шум имел малую амплитуду, отличался непостоянством, занимал небольшую часть систолы и встречался в основном на фонокардиограмме среднечастотной характеристики. Чаще он регистрировался в пятой точке и на легочной артерии.
Колебания в диастоле у детей школьного возраста наблюдались редко.
А.И. Кузнецов отметил систолический шум у 47 из 102 обследованных детей, у 19 из них, по его данным, он отмечался во всех точках, у 28 — на легочной артерии. Г.А. Фокеев систолический шум зарегистрировал у 52 из 70 здоровых детей.
М.К. Осколкова регистрировала фонокардиограммы с помощью низкочастотных фильтров, поэтому систолический шум наблюдался ею редко. Однако она отметила несоответствие между данными аускультации и графической записью шумов (низкочастотные шумы не улавливаются ухом и хорошо видны на фонокардиограммах).
Таким образом, длительность интервала Q(R)-первый тон и первого тона у детей школьного возраста мало отличалась от взрослых. По сравнению с детьми других возрастов у школьников наблюдалось изменение соотношения составных частей первого тона в сторону увеличения конечных его осцилляций; в школьном возрасте часто регистрировалось расщепление первого тона, особенно у подростков. В трех случаях отмечен пресистолический голоп.
У большинства детей школьного возраста встречался раздвоенный второй тон, у подростков — на основании, а у детей младшего школьного возраста — на верхушке сердца. В единичных случаях у здоровых детей школьного возраста наблюдался щелчок открытия митрального клапана, что не выявлено у детей предшествовавших возрастных групп.
Длительность механической систолы у многих детей школьного возраста совпадала с длительностью электрической, у остальных разница между их величинами не превышала ±0,04".
В школьном возрасте чаще, чем в других возрастных группах, наблюдался третий тон (особенно в 11—14 лет), у многих детей регистрировался четвертый тон. Так же как у детей предшествующих возрастов, часто встречался малоамплитудный и непостоянный систолический шум.