Навигация по сайту

Навигация по сайту

Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Духовные практики и медитация


Ранее мы говорили об изменениях образа жизни и питания. С устранением стресса, возникшего из-за нашего собственного мировоззрения, все несколько сложнее. Действительно, нет ничего мудреного в том, чтобы, скажем, вместо пончиков начать есть на завтрак кашу из цельных злаков; куда труднее — изменить нездоровый взгляд на жизнь.
Давайте снова поговорим о двух основных причинах стресса. Первая причина в том, что мы все время переутомляемся, посвящая жизнь удовлетворению желаний. Если успех олицетворяется для нас «навороченным» телевизором, дорогим внедорожником и большим домом, то нам, вероятно, придется долго и упорно трудиться, чтобы сначала приобрести, а потом сохранять и обслуживать их. Если, осуществив свои мечты, мы действительно получили все, что хотели, и не разочаровались, то и слава Богу. Ho если оказывается, что ради сохранения и поддержания этих вещей нам приходится работать еще больше, и мы уже не успеваем толком наслаждаться ими, это может принести нам больше нервно-психического напряжения, чем это по силам нашему телу и духу. Возможно, нам следует перенести свои приоритеты с накопления материального имущества на духовный рост. Один из моих учителей говорил: «Упрощайте. Упрощайте. Упрощайте». Он знал, что если желания остаются простыми, то вероятность их осуществления выше, а удовлетворение больше. И, кроме того, освобождается время на духовную пищу.
Еще одна причина стресса заключается в проблеме контроля. Если мы считаем, что контролируем, то значит, мы чувствуем и ответственность за это. Держать под контролем «все» — трудная задача. Наша жизнь превращается в нескончаемую череду дел. Так мы можем лишиться того, что мой учитель называл неотъемлемым правом каждого человека следовать своей духовной природе. Вот, что он писал: «Возможно, для небес больше душ теряется из-за чувства долга перед землей, нежели из-за непосредственного греха и зла».
Так что же делать со страхом, что жизнь развалится, если мы сбросим с себя эту ответственность за все? Занятия аюрведой помогли мне увидеть, что средством от страха служит вера. Полезно верить или даже сознавать, что есть божественное присутствие, радеющее о наших насущных интересах, впрочем, это не главное. Мы и без этого можем узнать, что жизнь будет прекрасно продолжаться и без наших стараний все контролировать и всем управлять.
Один из моих учителей, д-р Васант Лад, предложил когда-то для этого технику визуализации. Вы можете попросить кого-нибудь читать вам текст, пока сами не запомните его и не сможете выполнять все самостоятельно.
Медитация
Представьте себе, что вы спокойно сидите в углу своей комнаты и наблюдаете за тем, что происходит в комнате, но никак не участвуете в этом. Просто смотрите, как все делается без вашего участия. Освоившись с тем, что вы при этом чувствуете, представьте, что воспаряете над своим домом, безучастно наблюдая за происходящим и стараясь освоиться со своей непричастностью. Ощутив здесь мир, поднимайтесь еще выше и наблюдайте за движением, действиями и суетой сначала своего города, затем области, страны, всей Земли, а потом и всей Вселенной, всякий раз примиряясь со своей непричастностью. Просто смотрите, как все может и будет продолжаться без вашего участия.
Физиологическая ценность этой медитации в том, что она дает нам возможность, сбросив с себя бремя наших реальных и мнимых обязанностей, успокоить нервную систему и — пусть хотя бы ненадолго — ощутить свободу. Организму неважно, реальны или мнимы наши обязанности: он одинаково реагирует как на реальный, так и на мнимый стресс. Если какое-то средство позволяет нам надолго забыть о своем желании контролировать и о гиперответственности, организм получает весьма необходимую ему передышку. По мере тренировки, можно продлевать время этой медитации, способствуя тем самым оздоровлению нервной системы.
Мысли о медитации
He спрашивайте, в чем нуждается мир. Спросите лучше, что заставляет вас оживать, и делайте это. Ибо мир нуждается в оживших людях.
— Говард Тарман
В детстве я знала одну женщину, к которой относилась, как к родной бабушке. Большую часть своей жизни она медитировала в лесу. Моя подружка, узнав о ней, спросила:
— Разве это не эгоистично? Она же ничего не дает обществу!
С тех пор я неоднократно слышала такое суждение. Оно на некоторое время озадачило меня. В течение нескольких последующих лет я размышляла над этим, поскольку видела, что происходит вокруг этой женщины. А видела я, что с годами без преувеличения тысячи людей, узнав о ней, стекались к ней за духовным вдохновением и советом. Десятки раз будучи сама свидетельницей ее разговоров с людьми, я видела, что люди уходили от нее с утешением, удивлением или ответом на мучивший их вопрос, порой не без негодования, но всегда преображенным. И никто не уходил от нее без вдохновения. Показывая на своем примере, как можно жить по своим собственным принципам, она обычно вдохновляла людей быть лучше как родители, супруги, учителя, студенты и просто строители собственной жизни. Ho никогда и ни от кого .она не требовала сделать то, что сделала сама: уединиться в лесу и медитировать там. Это была ее роль, и я не видела, чтобы она пыталась отговаривать людей от их ролей.
Я росла в окружении политических активистов. Многим из них удалось сделать что-то полезное, но я видела, что часто они кипели от негодования на несправедливости и сами были несчастными; более того, казалось, что собственным унынием они заражают и окружающих. Это люди, которые по выражению Говарда Тармана, ищут в чем нуждается мир, и своими активными действиями пытаются дать ему именно то, в чем он, по их мнению, нуждается.
С другой стороны, моя лесная подруга благодаря медитации наполнялась жизнью, и огонь ее жизни передавался другим, меняя их жизнь.
Я не предлагаю всем уходить в лес и медитировать там, но и не считаю такое решение эгоистичным. Принимаем мы такое решение или нет, но посвящение некоторого времени медитации может принести благотворный эффект. Спокойно сидя в медитации, можно размышлять, выполнять мягкую пранаяму или следовать указаниям духовного наставника. Сведения о медитации приводятся в Приложении А.
Ваш собственный выбор
Духовные практики отличаются от религиозных тем, что они не догматичны. Они могут включать в себя и ритуалы, но ритуалы и набор строгих догматов не обязательны для духовных практик, которые требуют лишь времени для общения с собственным духом. Какие бы техники медитации или духовные практики вы ни выбрали, в результате вы должны прийти к спокойствию и радости духа.
Каждый из нас должен быть верен самому себе, вдумчиво анализируя, какие духовные средства он использует, и, опираясь на свою проницательность, честно оценивать, приносят ли они ему реальную пользу.
Мы живем в такое время, когда нам предоставлен широкий выбор всевозможных техник, традиций, советов и книг, написанных святыми, искателями и даже откровенными шарлатанами.
Помимо духовного вдохновения, существуют методы снятия напряжения, способствующие успокоению нервной системы и уравновешиванию ума, независимо от того, во что мы верим. К наиболее эффективным методам, которые мне встречались, относятся абхъянга и пранаяма.