Навигация по сайту

Навигация по сайту

Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Инь и ян


Согласно аюрведе и традиционной китайской медицине, жизнь питается и укрепляется двумя фундаментальными (и противоположными) принципами. Побуждающий, активизирующий и мотивирующий принцип жизни называется «ян»; питающий и строительный принцип — «инь».
Инь и ян

Проще всего разобраться в этих принципах на примерах. Когда в обыденной жизни мы управляем автомобилем, заключаем сделки, занимаемся спортом или делами, пьем кофе и едим острую пищу, то все это — преимущественно действия ян. А когда мы спим, медитируем, расслабляемся во время массажа или едим овсяную кашу, то все это относится кдействиям инь. Ян считается мужской энергией, инь — женской. Энергия ян — горячая, яркая, быстрая, подвижная, сухая, энергичная и агрессивная. Энергия инь — прохладная, темная, медленная, мягкая, но, в то же время, прочная, устойчивая, влажная и спокойная. Ян — день, инь — ночь. Ян — движение, выбрасывающее на берег волну и откатывающее ее обратно в море. Инь — вода, из которой эта волна состоит.
Ян энергичен. Он отвечает за мотивацию, метаболизм, изменения и другие активные функции тела и ума. В аюрведе он считается принципом «сокращения», потому что активность сокращает, или полностью расходует резервы. Ян стимулирует тело и мотивирует ум. Инь же считается питающим принципом, который формирует тело и успокаивает ум. Все качества инь-ян проявляются как физически, так и эмоционально. Инь и ян противоположны, но для нормальной работы целого нуждаются друг в друге. Они непрерывно взаимодействуют в танце, который ведется и поддерживается жизнью.
Понимание принципов инь и ян рисует нам простую структуру для понимания функций любого вида гормонов, особенно таких сложных, как (янские) гормоны стресса и (иньские) половые гормоны, отношения которых составляют основу женского здоровья — и крепкого, и слабого. Будь то клетки печени, сердца, ногтей, головного мозга или углеродные молекулы, все они имеют свою форму и вещество. Это — инь. И все они обладают энергией, которая организует, изменяет и управляет веществом. Это — ян. Инь связан, главным образом, с массой, ян — с энергией. Инь — управляемое начало, ян — управляющее.
Посмотрите, как они действуют в человеке. Как я у же говорила, у каждого из нас есть жизненная сила, или энергия. Она заключена в теле и остается в нем, пока оно живет, а когда оно умирает, она покидает его. Эта жизненная сила есть проявление принципа ян. В традиционной китайской медицине она называется «ци», а в аюрведе ее называют «праной». Иньское же начало проявляется через все циркулирующие в организме питательные жидкости. Если инь и ян уравновешены, то ци у нас здоровая и сильная. Она плавно протекает по организму, и наши ткани хорошо орошаются и насыщаются питательными жидкостями. Если же баланс инь и ян нарушается, плавное течение ци и питательных жидкостей прекращается, и развивается болезнь.
Качества инь и ян нужны нам на протяжении всей нашей жизни, чтобы насыщать и орошать наши тела, умы и эмоции. Инь мы получаем в виде пищи, питья и эмоциональных впечатлений, и все это составляет строительные блоки для процессов нашего роста и обеспечивает нам стабильность ума и эмоциональное удовлетворение. Как только мы получаем инь, он переваривается ян, который видоизменяет инь и организует его в биологически полезные вещества. А то, что нам не нужно, он выводит из организма в виде отходов. Своими качествами ян обеспечивает энергию не только для метаболических процессов, но и для ясности ума и ощущения счастья. Энергия ян способна даже превращать информацию в знания, а знания — в мудрость. Она может определять, послужит ли несущее эмоциональный заряд событие формированию верного суждения на случай будущих ситуаций (то есть, «переварим» ли мы опыт в нечто полезное), или мы обидимся, испытаем горечь или впадем в депрессию, будучи неспособными психически переварить пережитое.
В восточной медицине инь и ян считаются противоположными силами, которые своим одновременным и постоянным действием поддерживают физическое равновесие. Возьмем температуру человеческого тела. В идеале она равна 37°С*. Такая температура поддерживается взаимодействием противоположных сил охлаждения (инь) и нагревания (ян). Одна нарастает, другая ослабляется, или наоборот, в зависимости от обстоятельств. Когда баланс инь и ян нашей тепловой системы нарушается и не может восстановиться, следует кризис. То же происходит и при нарушении баланса наших иньских и янских гормонов.
Будь то согревание и охлаждение, половые гормоны, гормоны стресса или какие-то другие физиологические противоположности, ведущие взаимовыгодное взаимодействие, - мы видим работу чудесного механизма. Для нормальной работы каждая клетка нашего тела — как и всей необъятной Вселенной — должна иметь баланс инь и ян. Если же эти энергии выходят из равновесия, клетка, как и организм, должна восстановить его, иначе она не сможет нормально функционировать. При правильном балансе инь и ян мы здоровы. Если же какой-то из этих энергий у нас избыток или недостаток, мы замечаем у себя симптомы нарушений.
При оптимальном количестве и качестве ян у нас достаточно ци, чтобы чувствовать себя энергичными, уверенными, сосредоточенными и увлеченными. То, что мы едим и пьем, эффективно перерабатывается в кровь, ткани и энергию для жизни. А при недостатке ян у нас истощается ци, что приводит к утомлению, разбитости, зябкости, рассеянности, мы можем чувствовать себя как бы не в своей тарелке, неслаженно, не в духе или не в ладах с окружающим миром. Без достаточного количества ян может разладиться система выведения отходов организма и перестать выводить то, в чем он не нуждается, что чревато скоплением в нем этих отходов. Возможно возникновение и множества других неприятных симптомов. Переизбыток же ян делает нашу энергию слишком быстрой, напряженной, горячей и агрессивной. Это может стать причиной мигрени, язв, беспокойства, раздражительности и даже маниакального поведения. Когда подобные состояния овладевают нашими телами и умами, это вызывает застой ци, усиливая раздражительность, возбуждение и боли.
Инь тоже может проявляться как здоровым, так и нездоровым образом. При оптимальном количестве инь мы чувствуем себя упитанными и умиротворенными и ощущаем физическое, эмоциональное и духовное удовлетворение; менструации в норме, сон здоровый и хорошо восстанавливает силы. Если же инь у нас в избытке, мы полнеем, в нашем теле образуется избыток жира, вес становится избыточным, тело грузными, вялыми, мы чувствуем себя перекормленными и перегруженными. Ho возможен и недостаток иньских качеств: прохлады, мягкости, влажности, спокойствия, — это может приводить к приливам, эмоциональному одиночеству, возникновению страха, ощущению физической сухости и бессоннице. Может развиться анемия, появляются слабость и головокружения, менструальные выделения становятся скудными. При одновременном же недостатке инь и ян нас может бросать то в жар, то в холод, может колебаться вес, возможны потеря костной массы и перепады настроения.
С точки зрения физиологии энергии инь и ян проявляются в нашем теле и психике в виде гормонов. Основные половые гормоны у женщин — эстроген и прогестерон — оказывают в организме преимущественно иньское воздействие, тогда как у гормонов стресса — адреналина и кортизола — влияние преимущественно янское. «Преимущественно», потому что даже среди типично иньских и янских гормонов есть отдельные виды гормонов, которые в большей степени характеризуются все же качествами противоположного типа.
Инь и ян можно сопоставлять, какчерное и белое, или как понятие «все или ничего», однако, на самом деле, все это относительно. Нет ничего, что можно было бы полностью отнести к иньскому или янскому началу. То, что мы относим к инь или ян, является таковым лишь относительно всего остального. В природе, например, те или иные элементы относятся в большей степени либо к инь, либо к ян. Скажем, вода, будучи охлаждающей, питающей и тяжелой, имеет ярко выраженные иньские свойства, поэтому мы и считаем ее иньской «по природе своей», тогда как огонь, будучи горячим, легким, и непрестанно преображающимся имеет не менее ярко выраженные янские свойства, поэтому точно так же «по природе своей» в нашем сознании он относится к янскому началу. Ho ни то, ни другое не относиться исключительно к одному из начал, все имеет хотя бы минимальное количество признаков противоположного начала. Так, неизменным наличием противоположных сил природа гарантирует поддержание равновесия.
Согласно восточной медицине, любое качество, с которым мы контактируем, затрагивает нас физически и эмоционально. Согласно общему правилу, подобное усиливает подобное. Это признается и западной медициной. Например, согласно результатам исследования, опубликованным в 2008 году в журнале «Сайенс», такие влияния, как холод и тепло, отражаются на нашем эмоциональном и физическом состоянии. В этом исследовании испытуемые, которые в течение 10-15 секунд принимали теплый напиток или согревались теплой электрогрелкой, с большей вероятностью готовы были «согревать» незнакомых людей и делится с ними, чем те, кто принимал холодный напиток или кому ставили холодный компресс. Помимо того, что испытуемые из «теплой» группы были более открыты и щедры к незнакомым людям, они и самих этих людей воспринимали как более теплых. Понимание притяжения подобного подобным понадобится нам, когда мы начнем учиться уравновешивать свои половые иньские гормоны и янские гормоны стресса. А пока давайте просто запомним, что стимулирующие и активирующие действия обычно усиливают ян, тогда как действия, связанные с питанием и заботой, обычно усиливают инь.